Подготовка специалистов беспилотных авиационных систем (БАС) ведется более чем по восьми направлениям в вузах, в частности, по «мехатронике и робототехнике» и «программной инженерии».
Как сообщает ТАСС, об этом рассказали журналистам в пресс-службе Минобрнауки РФ.
«Сейчас подготовка специалистов БАС в рамках образовательных программ высшего образования реализуется по следующим направлениям: «мехатроника и робототехника», «системы управления летательными аппаратами», «двигатели летательных аппаратов», «электроэнергетика и электротехника», «математика и компьютерные науки», «программная инженерия», «конструирование и технология электронных средств», «геодезия и дистанционное зондирование» и другим», — говорится в сообщении.
Также в университетах разработаны и реализуются программы бакалавриата, специалитета и магистратуры по таким профилям, как «оператор беспилотных летательных аппаратов (внешний пилот)», «космические и наземные радиотехнические системы», «системы искусственного интеллекта и суперкомпьютерные технологии», «конструкторская подготовка производства летательных аппаратов», «беспилотные летательные аппараты и бортовое оборудование» и другим.
В НИТУ «МИСиС» с этого года обучают специалистов в области промышленного дизайна беспилотных транспортных средств, сообщили ТАСС в пресс-службе вуза. Соответствующее направление «дизайн средств беспилотного транспорта» открылось в магистратуре «промдизайн и инжиниринг». «Решение о его включении в образовательный процесс обусловлено возросшими потребностями рынка в подобных аппаратах при отсутствии профильных специалистов. Стартовая зарплата таких специалистов составляет от 80 тыс. до 140 тыс. рублей», — отметили в вузе.
В МФТИ с 2019 года реализуется магистерская программа «мониторинг природных и техногенных сред», направленная на подготовку кадров для отрасли беспилотной авиации в части мониторинга и дистанционного зондирования, рассказал руководитель лаборатории прикладной инфракрасной микроскопии МФТИ Александр Родин.
«За это время было подготовлено несколько десятков высококвалифицированных специалистов, некоторые ребята поступили в аспирантуру. Вероятно, в ближайшем году программу ждет некоторый ребрендинг, чтобы абитуриенты видели свои перспективы в беспилотной отрасли более явно», — сказал Родин.
«У нас в университете уже много лет ведется обучение студентов работе с беспилотными авиационными средствами, поэтому создавать специальную новую кафедру или факультет нет необходимости», — рассказал проректор по учебной работе Московского государственного университета геодезии и картографии Алексей Степанченко. Такие учебные модули реализуются на направлении «геодезия и дистанционное зондирование» в бакалавриате и магистратуре. В период прохождения полевых практик студенты учатся работе с беспилотными авиационными средствами, планированию и проведению аэрофотосъемки и дистанционного зондирования, а также обработке полученных материалов.
Как ранее сообщали ТАСС в РЭУ им. Г. В. Плеханова, вуз в этом году также запустил программу профессиональной переподготовки «оператор беспилотного воздушного судна мультироторного типа», где теоретическая часть программы посвящена беспилотной авиации и истории гонок дронов. Далее будет организовано обучение пилотированию в техническом симуляторе дрон-рейсинга, которое станет подготовкой перед модулем по пилотированию реальных FPV-квадрокоптеров, включая спортивные модели.
Ректор РТУ МИРЭА доктор технических наук Станислав Кудж рассказал ТАСС, что в вузе планируется введение специальности в рамках программы бакалавриата «беспилотные мультироторные робототехнические авиационные системы». «Университет располагает всей необходимой инфраструктурой, в том числе полигоном для обучения, а также наработками в сфере искусственного интеллекта, которые применяются в этой сфере. Таким образом, РТУ МИРЭА сможет готовить высококвалифицированные кадры для отрасли, в том числе с учетом перспективных направлений ее развития», — сказал он.
Как рассказал Родин, в МФТИ в рамках дополнительного профессионального образования планируется создание авиационного учебного центра, где будут обучать не только внешних пилотов, но и операторов различных полезных нагрузок, а в будущем и операторов самоорганизующихся роев БПЛА.