В средствах массовой информации идет обмен экспертными мнениями между авиаперевозчиками и авиадиспетчерами, обслуживающими новый московский центр управления полетами «Госкорпорации по организации воздушного движения в РФ» (ГК по ОрВД).
Ранее в СМИ появились массовые публикации об имевших место тогда же, в октябре, двух сбоях в работе системы ОрВД «Синтез-АР4», разработанной концерном ВКО «Алмаз-Антей» и установленной в новом ЦУП. Затем ПАО «Аэрофлот» направило в Росавиацию два письма, в которых выражается недовольство работой этой системы.
Как отмечает ИА «Ридус», ссылаясь на источники в ЦУП, история получила весьма широкую огласку, даже несмотря на то, что речь шла не о каких-то неполадках в работе или отказе автоматизированной системы «Синтез-АР4», а о «рабочих моментах», связанных с недоработками сопровождения программного обеспечения системы со стороны операторов.
Как уверяет разработчик, произошедшие кратковременные инциденты не угрожали безопасности полетов и не могли привести к каким-либо ограничениям воздушного движения в Московской зоне.
По итогам анализа произошедших сбоев специалистами «Алмаз-Антея» внесены необходимые изменения в программное обеспечение системы для исключения подобных ситуаций в будущем.
В свою очередь, диспетчеры московского ЦУП обратили внимание авиаперевозчиков на инфраструктурные проблемы, присутствующие в самих аэропортах, которые зачастую приводят к задержкам рейсов, непунктуальности прибытия авиабортов в Московскую зону, длительное освобождение самолетами взлетно-посадочной полосы, а также на несоблюдение «слотовой дисциплины» — то есть времени, выделяемого самолетам для взлета или посадки.
В самой ГК по ОрВД официально предложили «Аэрофлоту» и другим авиаперевозчикам провести совместную проверку причин задержек рейсов и выработать план совместных действий по устранению возникающих неприятностей.
Несмотря на ряд высказываний спорных экспертов, заявлявших о том, что причина неполадок в Шереметьево заложена в неверных алгоритмах автоматизированной системы ОрВД, основанных на системных ошибках в ее проектировании, источник ИА «Ридус», связанный с работой нового центра управления полетами, заявил, что за месяц с лишним после ввода новой системы, никаких «неверных алгоритмов», погрешностей, влияющих на УВД, или системных ошибок выявлено не было. По словам собеседника агентства, еще до воода системы в эксплуатацию разработчик учел и отработал все замечания.
При этом другой источник «Ридуса», близкий к Минтрансу, видит в претензиях «Аэрофлота» и вовсе лоббистский интерес. По его словам, не так давно представители американской корпорации Boeing обратились в правительство РФ с предложениями по оптимизации управления воздушным движением в воздушном пространстве страны.
«Таким образом, получается, что национальный перевозчик на фоне сложной внешнеполитической обстановки и антироссийских санкций лоббирует интересы крупнейшего американского производителя авиакосмической и военной техники», — подытожил собеседник агентства.