Санкционное давление на Россию диктует новые подходы в экономической
деятельности. В условиях глобального геополитического противостояния и
гибридных войн между так называемыми «ресурсными» и «технологичными»
государствами, речь идет о построении национальных экономик на основе
аутентичного производства, изменении транспортной логистики, разработке новых
геостратегических и экономических союзов.
Судя по всему Россия весьма быстро приспособилась ко всевозможным запретам и
ограничениям, не особо пострадали и ближайшие союзники и партнеры, умудрившиеся не
только не растерять достижения, но и адаптироваться к новым условиям, даже нарастить
свой ВВП за время СВО (увеличение ВВП Белоруссии на 2,5 процента за счет
переориентации экспортных потоков, Грузия так же увеличила свой ВВП на 5,5
процентов в сравнении с 2022 годом).
Параллельный импорт, альтернативные маршруты, регистрация компаний,
учрежденных релокантами, привели к подъему экономик таких стран как Кыргызстан,
Грузия, Армения, Беларусь. Военно-техническая кооперации с ранее игнорируемыми
российским военпромом странами (Иран) привела к совершенствованию технологических
цепочек вследствие «обратного инжиниринга», которому Тегеран, подвергшийся
санкциям, уделал первостепенное значение, умудривший разработать не только новейшие
ракетные носители, но и запустить в космос собственные спутники.
Мир меняется. И новые реалии требуют от наших экономистов уделить особое
внимание выстраиванию отношений в векторе государство-бизнес на основе полного
доверия. Государственно ориентированные предприятия в этом смысле главные
выгодоприобретатели. Военпром заработал как часы, новая номенклатура вооружений
сходит с конвейеров, что означает крупные госзаказы в эту сферу. Однако, дефицит
доверия на уровне настроений в трансформирующихся экономических отношениях все
равно усиливается.
Ученые постоянно ломают голову над тем, как обернуть эти процессы в обратном
направлении и способствовать установлению поистине доверительных отношений между
государством и инвесторами. На этом зиждется залог процветания нашей страны.
В июне 2023 г. социологами Департамента социологии Финансового университета
при Правительстве РФ был проведен экспертный опрос по теме оценки функционального
состояния механизмов формирования доверия в трасформирующихся экономических
отношениях. Исследование реализовывалось в рамках государственного задания.
Эксперты единогласно зафиксировали наличие кризиса доверия, его дефицит.
В ходе интервью им было предложено назвать сферы экономических отношений, в
которых наблюдается значительный дефицит доверия. Результаты интервью позволили
выделить следующие сферы: сфера сбережений, цифровая экономика, стадии
воспроизводственного процесса, международная торговля и логистика, институт
собственности, судебная система, бизнес и предпринимательство, трудовые отношения,
международные экономические отношения, социальные аспекты в экономике, финансовая
сфера (страхование, налогообложение, кредитование, пенсионная сфера, инвестирование,
валютный рынок).
Опрос показал, что дефицит доверия ощущается не только во внутренних аспектах
экономики страны, но и во внешней среде (международные экономические отношения,
международная торговля и логистика). Что касается разрыва логистических цепочек, то в
ходе интервью эксперты подчеркивали — сложность адаптации бизнеса к новым
условиям, объективные ограничения формирования доверия в условиях неопределенности
существуют. Сложившиеся за долгие годы цепочки поставок разорваны, а формирование
доверия в новых экономических взаимодействиях затруднено такими факторами, как рост
цен на товары и транспортные услуги, колебания рынка валют, нестабильность
геополитической ситуации.
Среди основных причин возникновения и присутствия дефицита доверия в
упомянутых областях экономики эксперты выдвинули и обосновали следующие:
- Геополитическая напряжённость;
- Структурные и системные несовершенства внутри самих сфер
экономических отношений; - Влияние санкций на жизнедеятельность общества и работу различных
организаций; - Неопределённость будущего;
- Международное давление одной группы стран и отказ от сотрудничества с
другой.
В рамках исследования была проведена экспертная оценка функционального
состояния социальных механизмов формирования доверия в современных экономических
отношениях. Экспертам оценили 3 типа социальных механизмов: информационно-
рефлексивные и ценностно-нормативные; коммуникационно-интерпретационные и
деятельностные.
Самый высший средний балл по шкале от 1 до 5 эксперты дали информационно-
рефлексивным и ценностно-нормативным механизмам (средняя оценка — 3,04 балла),
которые отражают влияние функционирования институтов семьи, образования, религии,
СМИ на формирование ценностей индивида, паттернов его поведения, закладывающих
установки на доверие.
В структуре информационно-рефлексивных и ценностно-нормативных механизмов
прослеживается высокий уровень дифференциации оценок функционального состояния
наполняющих их элементов. Так, вопреки ожиданиям, ценности и смыслы семьи, по
оценкам экспертам, играют меньшую роль в формировании доверия в современных
экономических отношениях, по сравнению с информацией, транслируемой через
неофициальные каналы (блоги, социальные сети, независимые СМИ) (оценка 2,84 и 3,54
балла соответственно). Детерминантами ослабления функциональной роли института
семьи в формировании доверия могут являться следующие негативные явления,
отраженные в исследовании О.В. Устиновой и И.В. Пивоваровой И.В.: деформация
внутрисемейных отношений и ослабление связей, нарастание разрыва и отчуждения
между поколениями отцов и детей, деградация духовной составляющей семейной жизни.
Вот почему укреплению воспитательной функции образования и укреплению
традиционных семейных ценностей государство сегодня уделяет столь пристальное
внимание. Институт семьи для России есть главный фактор противостояния
информационным угрозам, исходящим от новых каналов коммуникации, большая часть из
которых не просто ангажирована, а стоит на услужении олигополии и транснациональных
корпораций Запада.
Второе место по среднему баллу занимают коммуникационно-интерпретационные
механизмы (то есть механизмы, охватывающие практики коммуникации в сетевых
сообществах, интерпретационные схемы коммуникаций в процессе формально-
опосредованного общения, а также непосредственные интеракции «лицом к лицу» в
рамках рутинных практик) – 2,92 балла.
Более высокие баллы по формированию доверия у таких механизмов, как
профессиональные сетевые сообщества (3,34 балла) и цифровые платформы (3,22 балла).
При этом эксперты дали низкие оценки функциональному состоянию территориальным
сетевым (2,84) и досуговым (2,26) сообществам. Можно предположить, что достаточно
высокий потенциал территориальных сетевых сообществ в практике формирования
доверия ограничен доминированием коммуникаций в «ближнем радиусе», отсутствием
социально-значимой повестки, низкой мотивацией участников к интеграции для
достижения целей устойчивого развития своего города или поселка.
На третьем месте по оценкам экспертов – деятельностные механизмы (2,80 балла).
Данный тип включает практики совместной деятельности в фокусе выстраивания
доверительных отношений (например, инициативное бюджетирование, кооперация,
государственно-частное партнёрство, sharing economy).
Деятельностные механизмы могут рассматриваться в качестве эффективного
инструмента развития доверия, конструируя позитивный опыт совместного
взаимодействия экономических субъектов. Однако, оценки экспертов показали «слабую»
роль деятельностных механизмов формирования доверия в экономических отношениях,
что подтверждается другими исследованиями. Например, имеется противоречие между
высокой значимостью преимуществ механизма инициативного бюджетирования в
оценках населения и недостаточным уровнем готовности к участию в данных практиках.
Аналогичным образом прослеживается низкий уровень готовности бизнеса к участию в
проектах государственно-частного партнерства. Избыточные нормы регулирования,
ужесточение деятельности контрольно-надзорных органов, наличие бюрократических
проволочек в практиках государственно-частного партнерства лимитируют формирование
доверия между государством и бизнесом, не способствуют накоплению подкрепленных
позитивных ожиданий и опыта в данных взаимодействиях. Указанными
обстоятельствами, на наш взгляд, объясняется низкая функциональная значимость
деятельностных механизмов в формировании доверия в экономических отношениях.
Таким образом, геополитические трансформации, финансовый кризис, расширение
границ неопределенности и нестабильности, обуславливающих формирование дефицита
доверия в экономике, актуализируют поиск механизмов его формирования. Эффективный
инструментарий противодействия растущим угрозам позволит нашей стране сохранить
стабильность и продолжить суверенный курс в быстро меняющемся мире, где более не
будет гегемонии одного государства, а взаимовыгодное сотрудничество станет определять
будущее стран и народов.
Эксперт Бюро военно-политического анализа, капитан 1 ранга Владимир Ераносян