OFF
ON
Boxed
Светская культура как фактор укрепления единства народов

Светская культура как фактор укрепления единства народов

В ноябре исполнится 7 лет как в Баку скончался писатель-гуманист и публицист Рафик Таги, на которого было совершено покушение. Несколько лет до этого религиозные радикалы угрожали писателю смертью за статью с критикой в адрес ислама, сам он после покушения предположил, что ему могли мстить за его недавнюю публикацию, в которой критиковалась иранская теократия. В своих статьях Таги обвинял ислам в провоцировании вражды между людьми (вину при этом он возлагал и на «пророка» Мухаммеда). Этой религии он противопоставлял гуманистические ценности Европы.

В июле 2018 года также нападение было совершено в Москве уже на его старшую дочь Лейлу, которая является православной христианкой. Со слов Лейлы Тагиевой, после посещения свадьбы своей младшей сестры в Баку в июне 2018 года, окружение писателя Рафига Таги узнали о наличии русской дочери, рожденной русской женой писателя от первого брака.

Со слов Лейлы в один из вечеров ей позвонил мужчина и представился именем гостя, что был на свадьбе её сестры. Он сообщил что находится в Москве и хотел бы встретится и поговорить о памяти её отца и оказать помощь во все ещё не раскрытом преступлении 2011 года. Она согласилась, но на встречу пришёл вовсе не тот человек, а тот, кто напал на неё и сумел нанести ей порез ножом в области шеи. После этого в ту же ночь ей стали поступать звонки на телефон, где мужчина говорил с ней на языке фарси и после на ломанном русском языке. Лейла сказала, что голос угрожал ей и сообщил ее домашний адрес, угрозы носили в себе сообщения о том, что её убьют за то, что она носит ценности православия. Что она дочь Рафига Таги, имевшего право высказываться против культуры ислама. После оказания ей медицинской помощи Лейла Тагиева незамедлительно покинула страну по американской визе и вылетела в Нью-Йорк. После разговора автора по телефону с дочерью убитого писателя Лейлой Тагиевой стала понятной причина ее отъезда в США.

Лейла заявила, что в России она не чувствует себя защищенной, где правящей группой нарушаются конституционные права и свободы и где она не может жить в страхе за свою жизнь. Она уверенна что у отца ещё остались недоброжелатели и они не оставят её в покое, после того как узнали о её существовании. Она вспоминала что на торжестве у свадьбы сестры в Баку, к её персоне было особое внимание со стороны некоторых гостей. Она считает, что её появление там и разговоры о памяти отца послужили этому зверскому нападению на неё. Она очень рада, что в тот злополучный день ей удалось сбежать и так же она теперь обеспокоена судьбой своих родственников в Баку.

В данной статье автор не ставит себе цель давать оценку политическому режиму, который критикует Лейла Тагиева за его невозможность реализовать конституционные права и свободы граждан Российской Федерации.

Нам просто необходимо признать, что морально-идеологическая основа ислама, генерирующая и освещающая принципы джихада — войны против «неверных», такова, что мусульманский терроризм, таким образом, является уже практической реализацией этих принципов. И поскольку положения Корана возведены в неизменную догму, то терроризм будет вдохновляться и воспроизводиться до тех пор, пока в глазах мусульман эта книга не утратит своего священного ореола.

Современная цивилизация дальше не может спокойно взирать на опасность мусульманского терроризма. Он должен быть решительно остановлен волей миролюбивого человечества.

Зададимся резонными вопросами и дадим на них принципиальные ответы:

— где и в чем истоки, вдохновляющие мусульманский терроризм? В средневековых принципах вражды и нетерпимости к немусульманскому миру, освященных Кораном;

— в чем состоят мирские цели терроризма? В утверждении господства исторически изживших себя социальных систем и соответствующих им взглядов и принципов;

— каково соотношение терроризма с культом Аллаха? Мистификация самих пиратских акций именем абсолюта;

— есть ли предел мусульманскому терроризму? Нет. Освобождение человечества от этой коварной чумы — в освобождении от воинствующих основ Корана;

— может ли человечество обуздать зарвавшихся мусульманских экстремистов? Может, если согласно предъявить принципиальные требования к мусульманским теологам и радикально изменить воинственные основы ислама.

«Земной шар — однокомнатная квартира человечества. Все люди мира — земляне», — писал Рафик Таги в своей статье «Иран и неизбежность глобализации» и был прав, т.к. наиболее значительным проявлением современной реальности является глобализация – формирование все более мощной единой среды с общими стандартами, возвышающейся над многообразием локальных миров. Глобализация впервые порождает единое планетарное пространство, изменения в содержании которого выражают динамику и эффективность продуктивности всего планетарного сообщества. 

В этой связи глобализация и ее содержание, которая реально порождается бытием локальных сфер, возвышается над ними и диктует им свои новые стандарты. С нашей точки зрения, методологией противодействия терроризму сегодня может быть только экофилософия – направление современного знания, главные установки которого связаны с жизнесохраняющим освоением мира человека как субъекта Земли, взятым в его всеобщности и универсальности связей с природой, культурой и историей, с бытием, включая бытие космоса и безмерности и глубины мира самого человека. Одним из ключевых аспектов экофилософии является утверждение и развитие в ней идеи бытия, не ограниченной бытием сознания, в силу чего жизнь и потенциал – а потому и ценность — человека в этой логике предстает как пространство концентрации всего многотысячелетнего развития мироздания, Земли и многомерности ее культуры в единстве их всеобщности и форм единичных феноменов.

Этот взгляд на человека и человеческий капитал существенно отличает экофилософию от доминирующих сегодня в пространстве философии и науки тенденций, центрированных идеями принципиального отрицания всеобщей универсальной эволюции, отказа от принципа связи фундаментального и прикладного знания о человеке и концепции гармонического развития всех сторон культуры и природы человека.

Открыто антипозитивистская, а с конца XX века анти-постмодернистская, программа экофилософии утверждает и обосновывает идею целостности всей человеческой, природной и культурной истории – основы, которая в снятом виде детерминирует человеческий капитал.

Светская культура ориентирует человека на освоение посюсторонней реальности. Она — антропоцентрична и гуманистична. Поэтому мировоззрение основано на научной картине мира. Чем более развитым становится общество на основе принципов светской культуры, тем более завершенной – в экзистенциальном и духовном смысле – оказывается светская система образования.

В компетенцию человека, получившего среднее, а тем более высшее образование должны входить знания о русской православной культуре, ее ценностях и роли в истории России. Но при этом важной мировоззренческой и методологической основой понимания и оценки религиозной культуры, является включение принципа историчности: для современного российского общества религиозная культура – это не вечные символы, которые переходят целиком из эпохи в эпоху, но совокупность некоторых важных культурно-смысловых кодов, которые (символически) соединяются с данным состоянием общества и его культурой.

При этом одной из главных целей светского образования при формировании правовой культуры у обучающихся — выработка у них здорового чувства права, прогрессивного демократического мировоззрения; подготовка социально активного члена общества, хорошо знающего свои права и возможности, умеющего отстаивать, защищать их всеми законными средствами.

Речь идет о воспитании Человека с сознанием гражданина XXI века, остро реагирующего на факты несправедливости и произвола, уважающего закон и порядок, противодействующего правонарушениям, а также правовому инфантилизму и нигилизму.

Сергей Иванеев, кандидат юридических наук, президент некоммерческой организации «Ассоциация граждан XXI века за развитие светскости и гуманизма»