Более 5 тысяч работников машиностроительной отрасли уже 10 месяцев не получают заработную плату.
Шансов получить свои трудовые у машиностроителей немного – процветающий недавно холдинг фактически уничтожен. Под срыв попали десятки военных контрактов, которые должны были укрепить оборонную мощь страны.
Уже боле года группа машиностроительных предприятий, входящих в «Независимую ассоциацию машиностроителей» (НАМС) проходит процедуры банкротства.
Это недавние лидеры отечественного производства заводы: «Автокран» из города Иваново, выпускавший одноименные краны «Ивановец»; «Газпром-кран» из города Камышина; «РАСКАТ» из Рыбинска – производитель дорожных катков; и «Брянский автомобильный завод» — производитель шасси военного назначения, на которых базируются ракетные комплексы С-400 и другие боевые машины.
Менее двух лет назад эти предприятия процветали, набирая заказы и привлекая средства военной отрасли, но сейчас увязли в долговых обязательствах и подведены к банкротству.
На протяжении 2014-2015 года эти заводы получали заказы на изготовление техники, сотни покупателей вносили многомиллионные предоплаты, которые через торговую компанию «Ивановская марка» должны были поступать на производства, однако вместо этого деньги «уплывали» в неизвестном направлении.
В Арбитражном суде Москвы находятся сотни заявлений от добросовестных покупателей, которые не могут получить ни технику, ни вернуть обратно деньги. Перспектива этих дел «бесперспективная»: торговый офис банкротится со всеми долгами, по принципу «Кому должен – всем прощаю».
История с формированием задолженности предприятий очень странная.
Работающие на полную мощность заводы в начале 2014 года фактически одномоментно остановили свое производство из-за нехватки оборотных средств. При этом фактический поток заявок на изготовление спецтехники не прекращался!
Наоборот, именно благодаря начавшемуся в России кризису перед промышленниками открылись новые возможности. Растущий курс иностранной валюты сделал неконкурентоспособной спецтехнику зарубежных производителей и низкая цена на отечественные машины позволяла российским предприятиям полностью занять ниши, освободившиеся от зарубежных поставщиков.
Но это — в теории. На практике 3 из 4 предприятий попали в затяжной режим простоя, без перспективы возобновить работу.
Вслед за остановившимися производствами, ежедневно начали накапливаться многомиллионные долги предприятий перед своими клиентами (которые внесли предоплату – а значит, уже частично оплатили товар); перед энергоснабжающими организациями; перед поставщиками сырья и комплектующих; перед государственным бюджетом; перед 5 тысячами сотрудников холдинга.
Без средств остались абсолютно все: от директоров предприятий до простых рабочих. При этом, как говорят сами работники, для их успокоения были выдуманы причины остановки: нехватка сырья и комплектующих. Хотя фактически поставки сырья были остановлены из-за прекратившихся платежей со стороны холдинга.
Куда делись оборотные средства?
С начала 2014 года, когда обострились общемировые отношения между Востоком и Западом, средства 4 предприятий: Автокран, Газпром-кран, Раскат, БАЗ – начали выводиться через головной (торговый) офис компании «Ивановская марка» и другие аффилированные с данными предприятиями структуры.
Сотни миллионов средств были изъяты из оборота заводов и утекли за рубеж, в оффшорные предприятия. Далее эти деньги испарились на международных банковских просторах.