Вопросом поиска эффективных инструментов формирования финансово грамотного поведения населения в условиях санкционного давления озадачились в Финансовом университете при Правительстве России. Исследование такое давно назрело. И не только в связи с нарастающим давлением Запада на нашу экономику, ограничениями доступа к привычным ранее товарам, вынужденной заменой их на продукты аутентичного производства, но и усложнениями в области логистики, траншей, появлением на финансовом рынке огромного количества недобропорядочных контрагентов и мошеннических схем.
Вот почему с 10 июня по 20 августа 2024 года Финансовым университетом в рамках социологического исследования по государственному заданию был проведен опрос среди 50 экспертов из 20 регионов России. Основной целью экспертного опроса являлось определение эффективности инструментов, направленных на повышение финансовой грамотности населения в условиях санкционного давления.
Эксперты оценили шесть основных групп инструментов, которые способствуют формированию финансово грамотного поведения у различных возрастных категорий. Среди них: игровые технологии, неформальная коммуникация, образовательные мероприятия, личный опыт, а также использование средств массовых коммуникаций. Оценка проводилась с помощью расчета нормированных индексов, где за 1 бралась максимальная эффективность, а за 0 — минимальная.
В целом, эксперты оценили эффективность действующих в России инструментов на среднем уровне — индекс составил 0,42. Высокого уровня эффективности пока не достиг ни один инструмент, как отмечают эксперты «задумка хорошая, а реализация – пока не очень».
Личный опыт (0,50) и общение с родственниками, знакомыми или друзьями (0,47) стали лидерами по эффективности. Эти инструменты оказывают наибольшее влияние на формирование финансово грамотного поведения.
Игровые технологии получили более высокие оценки среди детей (0,48) и молодежи (0,53), но оказались менее эффективными для взрослых (0,40) и пенсионеров (0,32). Образовательные мероприятия также показали слабую эффективность среди пенсионеров (0,34). Средства массовых коммуникаций, такие как блоги, каналы, чат-боты, радио и телевидение, получили самые низкие индексы эффективности (0,33). Среди пенсионеров этот показатель составил всего 0,30 (Рисунок 1).
Санкционное давление и цифровизация финансовой сферы особенно сказалось на старших возрастных группах, так как они меньше адаптированы к новым цифровым инструментам, что снижает эффективность многих методов повышения финансовой грамотности.
Одним из самых весомых вкладов экспертов стали следующие рекомендации по повышению эффективности и распространенности инструментов формирования финансово грамотного поведения:
1. Усилить работу с инструментами, которые наиболее эффективны среди разных возрастных групп: для детей и молодежи — это игровые технологии и онлайн-платформы, для взрослых — образовательные программы и консультации с финансовыми специалистами.
2. Расширить реализацию существующих инструментов, так как, несмотря на высокие ожидания, многие методы финансового просвещения остаются мало распространенными на практике.
3. Продвигать цифровые технологии (приложения, симуляторы, телеграм-каналы), которые, по мнению экспертов, станут основными инструментами в ближайшие 5–10 лет.
4. Исключить агрессивную рекламу и недостоверные консультации, которые могут негативно повлиять на финансовое поведение граждан.
Заведующий кафедрой социологии Факультета социальных наук и массовых коммуникаций Финансового университета при Правительстве РФ Александр Тюриков